Философия наглядно. Как стать лучше
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
До появления материализма ни одно учение не ограничивало существование человека только физическим телом. Например, в Древней Индии человек представлялся существующим на семи планах природы, а в Древней Греции человек представлялся состоящим из трех основных частей: духа (nous), души (psyhe) и тела (soma). Nous — это бессмертная составляющая человека, средоточие его опыта и потенциалов. Soma — инструмент, позволяющий духу проявиться в материи. Задача же души — стать связующим звеном, позволяющим этому осуществиться. Человек не может изменить дух и тело, но он в состоянии превратить свою душу в более чистый проводник.
Власть разума над материей
- Информация о материале
- Автор: Хорхе Анхель Ливрага
Господа, я вынужден извиниться, что помещение оказалось недостаточно просторным и что мы должны закрыть двери, чтобы избавиться от шума... Но поскольку наша сегодняшняя тема касается власти разума над материей, лучшее, что мы можем сделать, — это абстрагироваться немного от нашего физического мира и постараться уделить какое-то время нашей теме. Я буду говорить недолго, как всегда, и постараюсь изложить некоторые основные идеи, некоторые ключевые моменты этой темы, а потом, если пожелаете, можно будет задать вопросы. Вы и сами знаете, что о власти разума над материей можно было бы говорить много, вести длинные рассуждения, но мне кажется, что все мы немного устали от споров и от множества слов, которые не имеют практического применения. Именно поэтому я позволю себе обозначить те практические моменты, которые позволили бы на самом деле познакомиться с темой.
Нужно ли мудрому быть богатым?
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Бытует мнение, что стремление к мудрости рано или поздно приводит человека к отказу от материальных благ — его все больше манят блага духовные. Но с другой стороны, мудрость всегда подразумевает жизненный опыт, а значит, и способность обеспечить себя материально. Так нужно ли мудрому человеку стремиться к материальному благосостоянию?
«Я знаю, что ничего не знаю»
- Информация о материале
- Автор: Михаил Савочкин, Наталья Радченко
Эта довольно известная и парадоксальная фраза заставляла задумываться многие поколения. Почему же человек снова и снова к ней возвращается? Давайте попробуем поразмышлять.
Начнем с контекста. Сократа, которому фраза, собственно, и принадлежит, однажды просто наповал сразило известие о том, что Дельфийский оракул назвал его мудрейшим из людей. И Сократ начал размышлять, почему же так было сказано и что это значит. Если верить ученику Сократа Платону («Апология Сократа»), Сократ решил найти человека более мудрого. Он обратился к видному государственному деятелю, но увидел, что тот не так мудр, как кажется: «Мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю». После Сократ пошел к поэтам, а потом к ремесленникам, и выяснилось, что все они тоже убеждены в своей мудрости. Да, они разбирались в своем ремесле, но вследствие этого считали себя самыми мудрыми и относительно «прочего, самого важного».
Пирамиды как вопрос
- Информация о материале
- Автор: Александр Караев
Египетские тексты говорят, что человек не умирает, что он — странник в Вечности. Пирамиды тоже странники, пришедшие к нам из бесконечно далеко прошлого. Древние и величественные, они следы людей, строивших для вечности. Но что именно хотели сохранить в веках строители?
Археология задает ко всякой находке четыре вопроса: «Кто? Когда? Как? и Для чего? создал это». Попробуем разобраться, что мы сегодня знаем о самой знаменитой пирамиде, пирамиде Хеопса.
«Человек есть мера всех вещей». Вы согласны?
- Информация о материале
- Автор: Юлия Морозова
«Человек есть мера всех вещей». Эта фраза многим известна, но ее продолжение, думаю, знакомо далеко не каждому. Еще в V веке до н.э. софист Протагор подарил ее эллинам, Платон увековечил ее в своем произведении «Теэтет», так она дошла и до нас с вами.
Давайте вспомним, как эта фраза звучит полностью, и поразмышляем над ней: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (Платон, «Теэтет», 152а).
Да, человек познает мир, измеряя все относительно себя (большое, маленькое, быстрое или медленное), и это естественно — мы все соизмеряем с собой, своим мнением, пониманием.
Загадки «Афинской школы»
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Есть картины, на которые можно (и нужно) не просто смотреть. Их важно рассматривать, задавая себе вопросы, изучая литературу. Но при этом, сколько ни всматривайся, сколько ни исследуй, ощущение недосказанности, загадки остается. Для меня фреска Рафаэля «Афинская школа» именно такова.