Как построить идеальное государство?
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
В 1165 году византийский император Мануил получил загадочное письмо от не менее загадочного автора. «Пресвитер Иоанн, всемогуществом Божиим и властью Господина нашего Иисуса Христа царь царей, повелитель повелителей, желает другу своему Мануилу, князю Константинопольскому, здравствовать и благоденствовать по милости Божией», — такими словами начиналось то письмо. Далее в нем следовало описание расположенного где-то на Востоке удивительного государства, управляемого христианином и во многом превосходящего своим устройством другие страны. На земле, пользующейся почетом и уважением королей 72 стран, как следовало из текста письма, водятся слоны, верблюды, рогатые люди, кентавры, сатиры, великаны и легендарная птица феникс, а в самом центре владений Пресвитера Иоанна находится фонтан вечной юности: тот, кто трижды выпьет из него, никогда не станет старше 30 лет. Своим королевством Иоанн управляет с помощью волшебного зеркала, в котором видно все, что происходит даже в самых отдаленных уголках его обширных владений. Армия короля насчитывает 10 тысяч всадников и 100 тысяч пехотинцев, а впереди нее 14 воинов несут золотые кресты, искусно инкрустированные прекрасными драгоценными камнями.
Византийский император снарядил несколько экспедиций на поиски таинственного царства Пресвитера Иоанна, но они не увенчались успехом. Впоследствии было предпринято еще несколько попыток найти уникальное государство на Востоке, но и они не дали ничего, кроме разве что географических открытий. В частности, знаменитый путешественник Васко да Гама, впервые обогнувший Африку с юга и открывший таким образом проход в Индию, плыл именно в поисках царства Пресвитера Иоанна. Удивительное и во всех отношениях идеальное государство так и не было найдено, но мечта о нем осталась. Может быть, именно это и было целью таинственного Пресвитера Иоанна? Тем более что суровые века Средневековья оказались как нельзя более благодатной почвой для посева зерен мечты об ином, новом и лучшем мире. Их первые всходы появились уже через три с половиной века.
«Евангелие» Будды и эзотерический буддизм. Часть 1
- Информация о материале
- Автор: Хорхе Анхель Ливрага
- Источники и документы
- Древние версии индийского «евангелия»
Проблема в понимании нами восточной философии состоит в том, что наше видение мира отличается от видения мира на Востоке. Ведь у любого народа в любой исторический момент существует свой взгляд на мир, свои верования и предпочтения.
Очевидно, что наши взаимоотношения с восточным миром сложны. Восточные элементы, вошедшие в западный обиход, подверглись сильной трансформации и даже — увы! — деформации. Типичный пример этого — «йога», слово, которое происходит от санскритского корня yug, что означает «соединять, связывать, объединять», связывать человека с Божеством, связывать человека и природу. Но на Западе йога используется как средство для достижения красоты тела, как гимнастика. Мы видим, что йога, проникнув на Запад, под влиянием господствующего там представления о мире существенно деформировалась.
Гватемала. «Там, где радуга обретает цвета»
- Информация о материале
- Автор: Евгения Марковская
Гватемала оставляет незабываемый след в памяти — буйством красок самых ярких оттенков (настоящая цветотерапия!), солнцем на низком экваториальном небе, энергией и радостью. Гватемала оставляет след на сердце — добротой и отзывчивостью людей, искренностью, с которой хранятся и почитаются традиции культуры майя, наследниками которой являются гватемальцы.
В нашем небольшом фотопутешествии по этой центральноамериканской стране отправимся на поиски сокровищниц — истории, природы и культуры...
Кулибины нашего времени, или Кого поймала живинка в деле
- Информация о материале
- Автор: Елена Чулкова
В апреле 2015 года нижегородскому механику-самоучке Ивану Кулибину (1735-1818), в честь которого названа одна из площадей Петербурга, исполнилось бы 280 лет со дня рождения. Более 30 лет трудился он придворным механиком, а затем руководителем в мастерских Академии наук (г.Санкт-Петербург) при Екатерине II. На счету «Архимеда той поры», как величал талантливого техника поэт Гавриил Державин, около 40 изобретений. В их числе - обобщенный образ велосипеда и автомобиля – трехколёсная самокатка для перевозки «праздных людей», а также аналогичные игрушечные модели. В 1791 году, по данным исследователя И. А. Ростовцова, изобретатель закончил составление нескольких вариантов проектов трех- и четырёхколесных колясок. В целом, по подсчетам С. Н. Зигуненко, автора-составителя книги «Сто великих рекордов в мире автомобилей», за право называться изобретателем авто боролись около 500 человек. Транспортное средство Кулибина, по мнению его биографов В. Пипунырова и Н. Раскина, в сравнении с подобными экипажами, «самобеглыми колясками» предшественников, обладало несколькими преимуществами: наличием ходового механизма, силовой передачи, тормозного устройства и рулевого управления. Однако не хватало в нем главного – механического двигателя для «движимой одноколки», иными словами «вечного двигателя». О его применении Иван Петрович стал вновь размышлять только за несколько месяцев до смерти. Неутомимый труженик шел верным путем к цели.
Искусство путешествий
- Информация о материале
- Автор: Екатерина Хамидулина
На Урале успешно проходит первая в России интерактивная выставка «Искусство путешествий» (этот проект вошел в число победителей Х грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»). Началась она в Екатеринбурге и постепенно завоевывает все новые города. Выставка создана по модели активного участия — большинство экспонатов и историй путешествий принесли жители города. Несколько залов выставки дают возможность совершить настоящее путешествие: определить куда, наметить маршрут, понять, что взять с собой, вдохновиться примерами путешественников, познакомиться с тем, как проходили путешествия в прошлом. Каждый выходит из музея с твердым намерением отправиться в путь.
Нам очень понравилась выставка «Искусство путешествий», и мы решили встретиться с куратором этого проекта Сергеем Каменским — кандидатом культурологии, доцентом кафедр социально-культурного сервиса и туризма Уральского федерального университета и Гуманитарного университета — и поговорить о путешествиях, об их смысле.
Странствующие музыканты
- Информация о материале
- Автор: Надежда Макогон
«Жил да был трубадур, беззаботный малый, он скитался по дорогам, исполняя песни для королей и принцесс. Везде его встречали с распростертыми объятиями. Он бренчал на лютне, пел песни о любви и отчаянной смелости, очаровывал дам и продолжал свой путь. Вот это жизнь!» Да, красивая жизнь, если забыть, что все было по-другому.
Кто же были исторические трубадуры, менестрели, голиарды, скоморохи? Что толкало их в дорогу — дух романтики или суровая необходимость?
Дороги Средневековья
Средневековый человек был довольно музыкален: он различал десятки трубных сигналов и колокольных звонов, знал много песен, играл на инструментах. Он мог часами наслаждаться песнями жонглеров — странствующих музыкантов.
Строгая церковная жизнь, сопровождаемая божественными звуками григорианского хорала, не менялась столетиями, но за порогом храма жизнь не стояла на месте. Росли города, окруженные крепостями, в феодальных замках рыцари посвящали время воинским забавам и турнирам, праздники собирали толпы народа, жаждавшего зрелищ и развлечений. По дорогам Европы бродили музыканты и артисты, разыгрывавшие театральные сцены из жизни святых, рыцарей и простого народа: английские менестрели, французские жонглеры и голиарды, немецкие шпильманы, да и про русских скоморохов не забудем. А где же трубадуры?
Эта умная Природа
- Информация о материале
- Автор: Елена Белега
Великий Леонардо наблюдал за полетом птиц, и сегодня у нас есть крылья. Карл Линей изучал биоритмы растений и создал самые красивые часы в мире. Исследования анатома Хермана фон Мейера позволили воздвигнуть символ современного Парижа — Эйфелеву башню. Инженер Жорж де Мистраль, устав освобождать свою одежду от колючек репейника, изучил их и запатентовал новый вид материала, получивший простое название — «липучка». Технологии и материалы XXI века «пропитаны» подсмотренным у Природы. Так что же получается, Природа знает лучше?
Современная наука бионика (или биомиметика, что означает «подражание живому») родилась в 60-е годы XX века. Это наука, которая заимствует у Природы ценные идеи и использует их в конструкциях, технологиях, материалах. Перешагнув в новое тысячелетие, ученые продолжают всматриваться в Природу.